Атомная энергетика в топливно-энергетическом комплексе России: вызовы для развития.

Аналитический обзор

  А.Н.Андрианов,
Департамент топливно-энергетического
 комплекса Минпромэнерго России

 Введение

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, мощным фундаментом для проведения внутренней и внешней политики. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, от стабильной работы топливно-энергетического комплекса зависит экономическая устойчивость страны.

В целом добыча и производство основных видов первичных топливно-энергетических ресурсов за 2004 год остается в рамках оптимистического сценария реализации Энергетической стратегии. В наибольшей степени возросла добыча нефти с газовым конденсатом - на 8,9% (экспорт на 35, 1%), добыча газа увеличилась на 2,1% (экспорт на 11%), добыча угля на 2,3% (экспорт на 34,2%).

Выработка электроэнергии увеличилась на 1,6% в т.ч. ТЭС - (-0,2%), ГЭС - (12,6%), АЭС - (-3,8%). В общей энерговыработке на долю ТЭС приходится 59,4%, ГЭС - 19%, АЭС - 15,4%. Всего к концу 2004 г выработка электроэнергии составила 931 млрд. кВт·ч (101,6% к уровню 2003 г.), что соответствует умеренному сценарию развития (кроме атомной энергетики - здесь общие показатели пока соответствуют критическому сценарию).

Имеется ряд объективных факторов сдерживающих развитие ТЭК, в том числе: высокая (более 50%) степень износа основных фондов, высокая энергоёмкость экономики России, при значительном неиспользовании потенциала энергосбережения, отставание в эффективности производства из-за практики продления ресурса оборудования, а не его возобновления на более высоком техническом уровне (это касается и атомной энергетики), пассивная политика развития минерально-сырьевой базы (в т.ч. по урану), дефицит инвестиционных ресурсов и недостаточно эффективное их использование, высокая экологическая нагрузка на окружающую среду.

Развитие электроэнергетики на современном этапе также характеризуется рядом серьезных проблем, осложняющих и ограничивающих эффективное функционирование отрасли, в результате которых энергетика может стать сдерживающим фактором развития экономики России и которые надо учитывать, делая стратегические прогнозы: в ЕЭС России в связи с износом оборудования обострилась проблема маневренности, нарастает процесс физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. Анализ, проведенный институтом "Энергосетьпроект" подтверждает, что недостаточная пропускная способность и надёжность электрических сетей в ряде регионов России приводит к ограничению использования мощности крупных генераций, в том числе атомных энергоблоков (например это касается Кольской АЭС, Ленинградской, Балаковской и Нововоронежской АЭС). При этом отмечается, что установленная мощность Единой энергосистемы России превышает зимний максимум нагрузки в 1,5 раза.

Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные преобразования РАО "ЕЭС России" (выделение компаний), концерна "Росэнергоатом", других предприятий. "Частными инвесторами в генерацию" при этом становятся в основном ОАО "Газпром" и крупные промышленные группы, приобретающие энергоактивы для интересов основного бизнеса.

Минпромэнерго России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, с привлечением естественных монополий, на базе социально-экономического прогноза развития страны, программных документов РАО ЕЭС и концерна Росэнергоатом, начало разработку Программы перспективного развития электроэнергетики России до 2020 года. Завершить формирование программы планируется в июне 2006 года.

1. Атомная энергетика в Энергетической стратегии и в реалии

Волгодонская АЭСЭнергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Долгосрочные балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предусматривают совершенствование структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.

Потенциальные возможности, основные принципы и направления долгосрочного развития атомной энергетики России с учетом возможностей топливной базы определены Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века, одобренной в 2000 году Правительством Российской Федерации.

Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики
по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса

 

2005

2010

2015

2020

Ежегодный темп роста, млрд. кВт·ч, (%)

Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века.
Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика"

  Всего

945-995

1020-1135

1100-1315

1200-1545

16-33
(2,5%)

  в том числе АЭС

174

212

-

340

10,5
(5%)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

  Всего

930-935

1015-1070

1110-1205

1205-1365

17-24
(2,2%)

  в том числе
  в европейской части

 

710-750

780-845

850-960

12-17
(2,5%)

  в том числе АЭС

161-167

180-200

210-266

230-300

5-8
(4,5%)

Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.

Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.

Базовый сценарий Энергетической стратегии предусматривает:

  • обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;
  • достижение производства электроэнергии на АЭС - 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:

  Период

2006-2010

2011-2015

2016-2020

  Темп ввода мощностей за период, ГВт/год

0,4

1,2

1,5

Контакты

Адрес: г. Москва, Никитский бульвар, д.8-а
Телефон: +7(499) 678-08 25
E-mail: info@tv-pressa.ru


Дирекция Международной ассоциации «Антиконтрафакт»

Адрес: 109004,г. Москва, Николоямский пер., д. 5, стр.1
Телефон.: +7(495) 911-71-93
факс: +7(495) 911-74-41
моб.: +7(926) 096-61-41
E-mail: s.kvasova@anti-counterfeiting.ru