В недавнем прошлом покорение космоса было прерогативой избранных стран, способных создать высокоорганизованные производственные цепочки на базе развитой промышленности и научных институтов. Однако сегодня в космосе уже тесновато.
Орбитальная станция теперь, например, есть и у Китая. После 2030 года китайцы хотят завести собственную лунную базу. К этому же времени на спутнике Земли хотят обосноваться европейцы. Даже индусы и японцы строят свои амбициозные планы по покорению космоса.
На орбите не протолкнуться — спутники запускают малазийцы, испанцы, индонезийцы и господа из Пакистана.
Но первопроходцев больше нет. Сегодня в кармане у каждого игрушка с вычислительными возможностями суперкомпьютера из 80-х годов и цветной фотокамерой с зумом, как у хорошего полевого бинокля, и создается впечатление, что не так уж и сложно сконструировать автоматическую двигающуюся платформу и с помощью технологий прошлого века запустить ее к Марсу.
«Луноход-1» на спутнике Земли, «Марс-2» и «Викинг-1» на Красной планете — это были прорывы 70-х годов XX столетия. Марсоход «Кьюриосити» в 2016 году — это уже, простите, банальность. Уже почти четыре десятилетия человечество топчется на месте, тщательно пережевывая результаты смелых открытий прошлого.
Не от того ли, что нация первопроходцев и колонизаторов вынуждена была на долгое время заняться наведением порядка в своих внутренних пределах, отвернув свой взор от звездных сфер?
Электрический ракетный двигатель
Что интересно, если в лице России человечество все еще использует химические ракетные двигатели, то в лице большинства других стран оно даже не сумело их разработать, а в случае со Штатами даже разучилось их строить. Технологическое развитие на планете, очевидно, неравномерно.
Меж тем химические ракетные двигатели безнадежно устарели. Если в качестве способа вывода полезного груза на орбиту они себя хоть еще как-то оправдывают, то человечество, устремляющееся хотя бы к Луне на струе топлива, — это смешно.
А ведь давно уже изобретены разнообразные
электрические ракетные двигатели (
Удовлетвори чудовищную потребность ЭРД в электричестве, и он потащит тонны груза со скоростью, недоступной любой современной ракете. Однако, к сожалению, виду того, что на орбиту пока не провели газопровода и там нет залежей угля, для питания ЭРД используют солнечные батареи, весьма и весьма ограниченные по мощности выработки электроэнергии.
Ядерный реактор
Для ЭРД отлично бы подошел ядерный реактор в качестве электростанции по выработке электричества. Подобные устройства способны работать по десятку лет без перезагрузки топливом и благодаря последним разработкам получили изрядную автономность длительностью около года.
Единственная проблема заключается лишь в том, что ядерный реактор выглядит примерно так:
Никто еще не создавал мощной атомной установки достаточно малых габаритов, чтобы она сгодилась для работы в космосе.
Чтобы обеспечить высокую
длительность службы при малых габаритах
рабочей зоны, пришлось бы использовать
высокообогащенный уран, из-за чего вырастет и температура эксплуатации - примерно до 1200
градусов Цельсия, тогда как сталь плавится при
1500 градусах. Для работы при таких
температурах вода, которая используется в обычных реакторах, уже не подходит. Тут нужен особый
теплоноситель типа гелий-ксеноновой
смеси, а чтобы все это циркулировало,
требуется особый материал, из которого будут изготавливаться трубы, —
молибденовый сплав.
Ну и сам реактор, естественно, на быстрых нейтронах.
Кстати, а кто у нас
сейчас
В России тоже шли споры и дискуссии
на тему того, зачем нам сложные, дорогие
реакторы на быстрых нейтронах, если
можно создавать обычные. Но тот, кто отказывается от научных
изысканий, отказывается от будущего:
Ядерная энергодвигательная установка
Вот так получается, что Россия обладает технологиями, необходимыми для создания электрических ракетных двигателей — еще в Советском Союзе конструировались и испытывались самые разнообразные из них. Также мы умеем создавать компактные атомные установки, и мы лучше всех разбираемся в ядерных реакторах на быстрых нейтронах. Да и к тому же являемся одним из мировых лидеров в космической отрасли.
Но самое главное – у нас есть серьезная научная и промышленная база, для того чтобы все эти технологии воплотить в готовом изделии.
И вы знаете, мы так и сделали:
Мегаваттный класс — это характеристика ее мощности. Мы помним, что для развития электрическим ракетным двигателям нормальной тяги требуется серьезное количество электроэнергии.
В ближайшее время отдельные части
установки
Прорыв
Так ли уж важен этот ЯЭДУ?
Полет до Марса на химических ракетных
двигателях теоретически занимает
полтора года в одну сторону. Обратно мы
пока не можем вернуться даже в теории.
Но если мы решим проблему с возвращением,
такой трехлетний пилотируемый полет превратится в поход аргонавтов, только
без золотого руна, но зато с превозмоганием
и прочим героизмом. Ядерная энергодвигательная
установка мегаваттного класса же в
составе соответствующего космического
корабля
Она же может быть использована для создания космического буксира, который будет способен возить грузы и людей с лунной орбиты на земную, причем не по трое суток, как на химических ракетных двигателях, а за 7–8 часов, словно из Санкт-Петербурга до Москвы на поезде.
ЯЭДУ найдется место и у Земли — чистить орбиты от космического мусора. Это, между прочим, прозаичная, но весьма серьезная в деле покорения космоса проблема.
Вперёд к звездам!
Понятно, что ядерная энергодвигательная установка — это только двигатель. К нему необходим еще космический корабль, создание которого требует не только применения разнообразных высоких технологий, но и очень и очень серьезных капиталовложений.
Хорошая задача для России и стран БРИКС, не правда ли?
Борьба с контрафактом на рынке автозапчастей может привести к росту цен на детали. Об этом рассказал президент Союза автоэкспертов и оценщиков Олег Амиров в интервью «Парламентской газете».
В Минпромторге РФ рассматривают возможность проведения эксперимента с маркировкой автомобильных запасных частей, пишет "Парламентская газета". "Уже готов соответствующий проект постановления Правитель ...
Бизнес на контрафакте, сомнительное гражданство и неуважение к российским законам. Почему-то семье Аббасовых все это легко сходило с рук.
Более 48 тысяч единиц контрафактной продукции, изъятой Департаментом юстиции Шымкента, уничтожено органами юстиции во исполнение решения суда, - передает Almaty.tv со ссылкой на пресс-службу Минюста Р ...
Закупка-аукцион по 44-ФЗ. Хотим подать запрос на разъяснение ТЗ. Поставка психологических ... Подробнее в юридической консультации 9111.ru ...
В красноярском магазине нашли 98 пачек контрафактных сигарет «ТУ-134» и «Опал». Об этом рассказали специалисты краевого Роспотребнадзора. Жалоба поступила на магазин «Продукты», расположенный на улице ...
Тамбовский районный суд вынес приговор за незаконный оборот немаркированной алкогольной продукции. На скамье подсудимых оказались двое местных жителей. Установлено, что мужчины вступили в сговор и при ...
Сотрудники таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни в багаже авиапассажира из Таиланда выявили 3 металлических кастета.
С таким предложением выступил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
МОСКВА, 22 апреля, ФедералПресс. Глава Комитета по молодежной политике, депутат фракции «Единая Россия» Артем Метелев выступил за ужесточение ответственности за продажи электронных курительных систем.
С момента ухода из России именитых иностранных производителей моторных масел прошло уже два года. У мотоциклистов, как и у автолюбителей, проблемы примерно те же: что заливать, как сэкономить и как не ...
В Правительстве РФ рассматривают варианты формирования единого рынка на базе БРИКС, сообщил «Октагон». Одной из ключевых проблем в ходе такой работы станет разнородность действующих в этих странах сис ...
Регистрация товарного знака защищает ваши права на брендВ современном мире, где конкуренция за внимание потребителя становится все ...
В Минпромторге РФ рассматривают возможность проведения эксперимента с маркировкой автомобильных запасных частей, пишет "Парламентская газета". "Уже готов соответствующий проект постановления Правитель ...
Парламентская газета. Новости: Экономика. Маркировка автозапчастей: к чему готовиться автомобилистам. Дата публикации: 25.04.2024.
В министерстве промышленности и торговли России подготовили проект постановления правительства о проведении эксперимента по маркировке автомобильных масел средствами идентификации.
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов в разговоре с Рамблером оценил ситуацию с ввозом в Россию товаров по параллельному импорту, а также прокомментировал предложение ...
В отраслевой ассоциации ожидают, что цифровая маркировка полимерных труб сделает прозрачными все товарные потоки и, возможно, в будущем поможет определить стоимость продукции на всех этапах поставок.
Особую роль в деловом обороте занимает вопрос оплаты и подтверждения стоимости товара, который ввозится по параллельному импорту с использованием транзитных схем. По мнению экспертов, усложнение ...
Для решения проблемы организация предлагает ввести обязательную маркировку всех ввозимых по параллельному импорту товаров. Более того, уверены в ТПП, компании должны отчитываться о введении в оборот ...